Ответственность за продажу контрафакта

В этой статье речь идет об основных нюансах и видах ответственности за реализацию товаров, которые являются контрафактными, а также о том, каких требований следует придерживаться, чтобы избежать нарушений. Рассказывается и о том, что представляет собой контрафактная продукция, и чем она отличается от фальсифицированной.

Нормами действующего законодательства запрещена реализация контрафактных товаров. Соответственно, предусмотрены различные виды ответственности за нарушение данного запрета. Помимо административных и гражданских мер ответственности, в отдельных случаях может применяться и уголовная.

Что представляет собой контрафакт? В чем заключается его отличие от фальсификата?

Бытует мнение, что понятия «фальсификат» и «контрафакт» являются тождественными. Но это не соответствует действительности. Определение контрафактной продукции содержится в статьях 1515 и 1519 Гражданского кодекса РФ. Здесь определено, что к числу таких товаров относят те, на которых без законных на то оснований содержатся сведения о месте происхождения или товарный знак.

Фальсификатом же считается тот товар, свойства и состав которого отличаются от заявленных, или же сведения о его свойствах являются скрытыми. Такое определение представлено в ст. 1 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

ВАЖНО! Контрафакт чаще всего является одновременно и фальсификатом. А вот фальсифицированная продукция не обязательно относится к контрафактной.

Разновидности контрафакта

Понятие контрафактной продукции является многогранным, в связи с чем, различают следующие виды (в зависимости от имеющих место нарушений):

  1. Использование фирменного наименования или товарного знака, которые идентичны обозначению определенного бренда. К наиболее распространенным нарушениям относят изменение в названии фирмы одной или нескольких букв. Покупатель в этом случае принимает контрафакт за оригинал.
  2. Копирование логотипа известной фирмы – в этом случае производитель не вносит в обозначение никаких изменений.
  3. Пиратство – включает реализацию, а также распространение копий различного рода произведений (включая музыкальные, литературные, художественные), которые осуществляются без разрешения правообладателя.
  4. Использование в корыстных целях различных изобретений, право на которые принадлежит определенному лицу.

ВАЖНО! Разновидностью безвозмездного контрафакта можно считать и распространение произведений через Интернет.

Какие виды ответственности применяются за реализацию контрафактной продукции?

За продажу товаров, которые являются контрафактными, применяют следующие виды ответственности:

  • гражданско-правовую;
  • административную;
  • уголовную.

При этом, следует отметить, что наказанию подлежит не только лицо, продающее контрафактные товары, но и тот, кто является их изготовителем.

ВНИМАНИЕ! На законодательном уровне установлено, что за продажу контрафакта возможно одновременное привлечение нарушителя к различным видам ответственности.

Особенности административной ответственности

Если вести речь о мерах административной ответственности, то в этом случае характерным является применение штрафных санкций. Это может иметь место в следующих ситуациях:

  1. В случае нарушения авторских прав – ч. 1 ст. 7.12 КоАП предусматривает наложение штрафа в сумме от полутора до 2 тысяч рублей – в отношении физического лица, от 10 до 20 тысяч рублей – для должностных лиц, от 30 до 40 тысяч рублей – в отношении юридических лиц.
  2. В случае незаконного использования средств индивидуализации при продаже товаров (товарного знака, знака предоставления услуг) – ч. 2 ст. 14.10 КоАП определяет следующие размеры штрафа: двукратную стоимость товара, но не менее, чем 10 тысяч рублей – по отношению к физическим лицам; трехкратную стоимость продукции, но не менее 50 тысяч рублей – по отношению к должностным лицам; пятикратную стоимость контрафакта, но не меньше 100 тысяч рублей – по отношению к субъектам хозяйственной деятельности.
  3. В случае незаконного выпуска, ввоза или реализации контрафактных (либо фальсифицированных) лекарственных препаратов и медицинских изделий – ст. 6.33 КоАП РФ устанавливает штраф в следующих суммах: если виновным признается гражданин – от 70 до 100 тысяч рублей; если нарушение совершено индивидуальным предпринимателем или же должностным лицом – от 100 до 600 тысяч рублей (или приостановление деятельности на период до 3 месяцев); если в роли правонарушителя выступает юридическое лицо – от 1 до 5 миллионов рублей (или приостановление деятельности на 3 месяца).

Помимо этого, к продавцам контрафакта вполне реально применить меры ответственности за обман потребителей (ст. 14 .7 КоАП РФ), что влечет за собой наложение штрафа в размере: от 3 до 5 тысяч рублей – на граждан; от 12 до 20 тысяч рублей – на должностных лиц; от 100 до 500 тысяч рублей – для юридических лиц.

Стоит отметить, что во всех вышеперечисленных случаях контрафактные товары подлежат конфискации.

ВАЖНО! В соответствии со ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях индивидуальный предприниматель привлекается к ответственности в качестве должностного лица. Поэтому, если виновным в реализации контрафакта признается ИП, то к нему применяют наложение штрафа в сумме, которая в соответствующей норме указана для должностного лица.

В каких случаях применяют гражданско-правовую ответственность за продажу контрафакта?

Что касается гражданско-правовой ответственности, то она установлена ст. 1515 Гражданского кодекса РФ. На правонарушителя возлагается обязанность изъять из оборота товары, отнесенные к контрафактным, а также возместить понесенные правообладателем убытки или причиненные ему ущерб (что будет возмещаться: убытки или ущерб, решает правообладатель).

Помимо этого, ст. 1253 Гражданского кодекса РФ определено, что в случае повторного нарушения исключительных прав, предметом которых может выступать фирменное наименование, товарный знак, название места происхождения, а также результат интеллектуальной деятельности, на основании решения суда (по инициативе прокурора) юридическое лицо может быть ликвидировано.

Меры уголовной ответственности за контрафакт

В ситуациях, когда реализация контрафакта влечет за собой наступление тяжких последствий, лицо, виновное в совершении данного правонарушения, подлежит наказанию в соответствии с положениями уголовного законодательства.

В соответствии со ст. 146 Уголовного кодекса РФ,  если правообладателю был причинен вред, размер которого превысил 100 тысяч рублей, может применяться ответственность от наложения штрафа в сумме до 200 тысяч рублей до лишения свободы на период до 2 лет. В ситуациях, когда величина ущерба более 1 миллиона рублей, размер штрафа может достигать 500 тысяч рублей (назначают вместе с принудительными работами на период до 5 лет или наказанием в виде лишения свободы на протяжении 6 лет).

Штрафы за контрафакт

За продажу и производство контрафактной продукции предусмотрено наложение штрафа. Данная мера ответственности закреплена как административным, так и уголовным законодательством. Для определения его величины требуется установить стоимость контрафактной продукции (для того чтобы были основания применить наказание по отношению к продавцу, эта сумма должна быть не менее 2 тысяч рублей).

Помимо применения штрафных санкций, производится также изъятие контрафактной продукции, а субъект предпринимательской деятельности лишается права заниматься ею в дальнейшем

За нарушения, которые могут иметь место в процессе реализации контрафактных товаров (введение в заблуждение, обсчет, обвешивание, подлог), взимают штраф в размере от 5 тысяч рублей (если нарушителем является физическое лицо), от 15 тысяч рублей (в отношении должностного лица), от 30 до 50 тысяч рублей (если виновным признает субъект хозяйственной деятельности).

Лицо, реализующее контрафакт, может и не знать о том, что товар продается с нарушением авторских прав. При этом, отсутствие вины не освобождает лицо от привлечения к ответственности.

СПРАВКА! Несмотря на то, что борьба с контрафактными и фальсифицированными товарами осуществляется на государственном уровне, прибыль от их реализации постоянно растет. На сегодня контрафакт составляет треть товарооборота в РФ. Зачастую подделывают товары продовольственной группы, бытовую химию, косметическую и парфюмерную продукцию, спортивную обувь и одежду, а также спиртные напитки.

Что необходимо, чтобы избежать нарушения в виде реализации контрафактной продукции?

При розничной реализации товаров производства известных брендов следует быть предельно внимательным, чтобы не стать нарушителем норм действующего законодательства. Во избежание негативных последствий при закупке продукции следует требовать от поставщика следующую документацию:

  1. Копию заверенного надлежащим образом договора, который является основанием для законного использования товарного знака в отношении определенной продукции.
  2. Копию сертификата соответствия на приобретаемые товары.
  3. Документы, подтверждающие факт поставки продукции – договор, накладные, счета-фактуры.

При этом особое внимание следует обратить на текст договора поставки, который должен содержать гарантии законности происхождения передаваемых в собственность товаров, правомерности использовании товарного знака. Чем детальнее описано происхождение предмета поставки (при условии, что в наличии имеются копии всех разрешительных документов), тем меньше рисков приобрести контрафакт.

СПРАВКА! Для снижения количества правонарушений, связанных с реализацией контрафактной продукции в РФ, специалистами осуществляется разработка единой системы маркировки, которая будет обязательна для всех товаров. Ее планируют ввести в действие с 2024 года.

Таким образом, за продажу контрафактных товаров к нарушителю применяют гражданско-правовые, уголовные и административные меры ответственности. Чтобы избежать правонарушений при закупке продукции следует требовать от поставщика пакет документов, содержащих о ней полную информацию.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: